Правовое просвещение

Желающие пройти бесплатное обучение имеют право обратиться в центры занятости и заключить ученический договор.

В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 14.03.2023 № 385 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения в 2023 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», граждане, которые обратились в органы службы занятости в поиске подходящей работы, смогут пройти бесплатное профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование для дальнейшего трудоустройства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Желающие пройти бесплатное обучение имеют право обратиться в центры занятости и заключить ученический договор с соответствующим предприятием, перечень которых определит Министерство промышленности торговли Российской Федерации.

Финансовое обеспечение (возмещение) затрат работодателей на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования будет осуществляться за счет межбюджетных трансфертов в рамках федерального проекта «Содействие занятости».

 

Суд закрепил право работников на денежную компенсацию и в случаях, когда причитающиеся выплаты работодателем не начислялись.

11.04.2023 Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении № 16-П признал часть 1 статьи 236 Трудового Кодекса РФ не соответствующей Конституции РФ, поскольку она не обеспечивала взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случаях, когда работнику не были своевременно начислены выплаты, а решением суда за этим работником признано право на их получение.

Так, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Вместе с тем, судебная практика свидетельствует о том, что выплата денежной компенсации, предусмотренной частью первой статьи 236 ТК РФ, нередко понимается судами только в отношении тех сумм, которые начислены работодателем, и своевременно, либо вовсе, не выплачены.

Как установил Конституционный суд РФ, исходя из целевого назначения данной нормы Закона, и с учетом того что обязанность по выплате соответствующих процентов (денежной компенсации) возникает независимо от наличия вины работодателя, а неначисление (и, как следствие, невыплата) полагающихся работнику денежных средств может быть результатом в том числе добросовестного заблуждения работодателя, определение указанной даты именно со дня, следующего за днем, когда, согласно установленному правовому регулированию, эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, имеет особое значение в целях реализации принципов справедливости и соразмерности ответственности, а также конституционных гарантий права работника на вознаграждение за труд.

В противном случае необоснованно ограничивается право работника на эффективную судебную защиту, поскольку он лишается возможности получения предусмотренной Законом денежной компенсации (процентов) за прошлое время, при том что работник в течение данного периода испытывал неблагоприятные последствия вследствие невыплаты (неполной выплаты) своевременно не начисленных заработной платы и иных полагающихся ему выплат.

В связи с вынесенным 11.04.2023 Конституционным судом РФ решением, федеральному законодателю необходимо внести в ч. 1 ст. 236 ТК РФ необходимые изменения. До этого проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда они должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.

 

Увеличен до 2 миллионов рублей размер страховой выплаты при смерти на производстве.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 98-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» с 1 миллиона до 2 миллионов рублей увеличивается размер обеспечения по страхованию, выплачиваемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в случае смерти застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Предусматривается, что в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам наравне с периодами работы застрахованного лица по трудовому договору, периодами государственной гражданской или муниципальной службы, периодами иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию, будет включаться период пребывания гражданина в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооружённых конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

 

Какие предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов?

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%, в том числе на:

— плату за холодную и горячую воду и электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

— плату за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг согласно показаниям приборов учета, но не более утвержденных нормативов потребления. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов их потребления;

— оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах без центрального отопления.

 

 Как оформить выплату материальной помощи работнику.

Материальная помощь — социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе (п. 2.2.2.1 разд. 2.2 ГОСТ Р 52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст). Трудовым кодексом Российской Федерации виды, порядок и случаи выплаты материальной помощи работникам не определены. Вместе с тем конкретные случаи, размеры, порядок, сроки и условия выплаты материальной помощи могут быть установлены коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом работодателя, трудовым договором.

Материальная помощь выплачивается работникам ввиду наступления в их жизни определенных событий. Работодателю подается работником соответствующее заявление, форма заявления может быть установлена работодателем самостоятельно.

В заявлении необходимо указать следующую информацию:

— Ф.И.О. работника;

— должность работника и структурное подразделение, в котором он работает (при наличии);

— саму просьбу о предоставлении материальной помощи с указанием обстоятельств для ее получения;

— вид материальной помощи, в которой нуждается работник и способ ее получения;

— дату подачи заявления и подпись.

Также необходимо вместе с заявлением представить документы, подтверждающие наличие оснований для получения материальной помощи:

— свидетельство о рождении ребенка (при выплате материальной помощи в связи с рождением ребенка);

— свидетельство о смерти (при выплате материальной помощи по причине смерти близкого родственника);

— свидетельство о заключении брака (при выплате материальной помощи в связи с бракосочетанием);

— заключение врача и (или) врачебной комиссии, договоры с медицинскими организациями, кассовые чеки, а также иные документы, подтверждающие факт наличия заболевания (если материальная помощь предоставляется на лечение).

 

С 10 апреля 2023 года получить медицинскую реабилитацию можно на дому.

Приказом Минздрава России от 28.02.2023 № 81н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядка предоставления пациенту медицинских изделий и порядка оплаты медицинской реабилитации на дому» установлено, что при наличии факторов, ограничивающих возможности пациента получить медицинскую реабилитацию в условиях дневного стационара или амбулаторно, включая случаи проживания пациента в отдаленном населенном пункте, ограничения в передвижении, медицинская организация, к которой прикреплен пациент, организует ему прохождение медицинской реабилитации на дому.

Медицинская реабилитация на дому осуществляется медицинскими работниками по решению врачебной комиссии.

Документом закреплен перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, — в него включены функциональное обследование без использования приспособлений и (или) приборов и выполняемое непосредственно медицинскими работниками либо функциональное обследование с использованием простых приспособлений, приборов, не требующее специальных навыков и помощи ассистента; клинико-психологическое консультирование, клинико-психологическая коррекция, медико-логопедическое исследования и процедуры; лечебная физкультура, электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани; лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (эрготерапия, общий массаж медицинский, массаж верхней конечности медицинский, массаж нижней конечности медицинский, массаж при заболеваниях позвоночника, массаж спины медицинский).

 

Возможность совместного нахождения родителя с ребенком при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

В течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка одному из родителей, члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (ст.51 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При этом, родителю (законному представителю, члену семьи) ребенка, не достигшему возраста четырех лет, бесплатно предоставляется спальное место и питание. Если ребенок старше четырех лет, в том числе является ребенком-инвалидом, то бесплатное спальное место и питание его родителям предоставляется при наличии медицинских показаний.

К таким медицинским показаниям Министерство здравоохранения Российской Федерации относит:

— тяжелые двигательные нарушения – ребенок не может ходить, ходит с помощью ходунков, костылей или передвигается на кресле-коляске;

— выраженные сенсорные нарушения (некорригируемая глухота, слепота, слабовидение);

— психические расстройства, при которых ребенок не может соблюдать личную безопасность, обслуживать себя, не понимает обращенной речии т.п.;

— не реже 3 — 4 раз в месяц приступы частичной или полной потери сознания (тонические, клонические судороги и др.), не компенсируемые лекарствами;

— высокий риск гипо- и гипергликемии у детей с сахарным диабетом, когда нужен постоянный контроль уровня глюкозы в крови.

В иных случаях решение о наличии показаний принимает лечащий врач медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях.

 

Как воспользоваться кредитом на образование.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1448 «О государственной поддержке образовательного кредитования» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательным кредитом являются денежные средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые заемщику банком и иной кредитной организацией с целью оплаты стоимости или части стоимости получаемых образовательных услуг в текущем учебном году или последующих периодах обучения по основным профессиональным образовательным программам, а так же денежные средства для оплаты сопутствующих расходов на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения в образовательной организации. Образовательным кредитом могут воспользоваться граждане, поступившие в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам.

Для того, чтобы воспользоваться правом на образовательный кредит гражданину нужно поступить в высшее учебное заведение на платной основе и принести в банк, который работает по государственной программе, договор и счет на оплату.

В случае, если гражданин, собирающийся брать образовательный кредит, является несовершеннолетним, то потребуется письменное согласие родителей на заключение кредитного договора.

 

 Обращение имущества в доход государства за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии с положениями статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Российская Федерация является правовым государством, которое относит коррупцию к числу нетерпимых явлений, признает незаконными все формы ее проявления, противодействие коррупции строит, помимо прочего, на основе принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

При этом под самой коррупцией, как определил законодатель, понимаются действия по злоупотреблению служебным положением, даче взятки, получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера для себя, третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды другими физическими лицами.

В качестве гражданско-правовой меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений статьей 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность принудительного изъятия судом у собственника имущества, когда им в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

Аналогичные правовые последствия регламентированы статьей 169 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает возможность взыскания в доход Российской Федерации всего полученного по сделке сторонами, если она была заключена с целью, противной основам правопорядка или нравственности.

При этом, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен перечень имущества, с иском об обращении в доход Российской Федерации которого вправе обратиться прокурор (земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в случае, если лицом, замещающим (занимающим) государственную должность, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

 

Законом усовершенствован порядок использования земельных участков и водных объектов в целях организации отдыха детей и их оздоровления.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается, что территорией организации отдыха детей и их оздоровления являются земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретённые) соответствующей организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.

Согласно Федеральному закону правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления устанавливаются организацией отдыха детей и их оздоровления и доводятся до сведения граждан путём размещения на официальном сайте этой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в иных доступных для них местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления включают в себя особенности использования расположенных на этой территории водных объектов и их частей, земельных участков в пределах береговой полосы водных объектов, особенности доступа граждан к таким объектам и участкам, правила поведения на территории организации отдыха детей и их оздоровления и другую необходимую для безопасного пребывания детей информацию.

Кроме того, устанавливается необходимость включения в правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления особенностей осуществления обособленного водопользования, а также особенностей использования примыкающих к названной территории участков береговой полосы водных объектов и самих водных объектов, расположенных вне границ территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Федеральным законом также уточняется правовое регулирование земельных и водных отношений в части, касающейся ограничения свободного доступа к водным объектам и использования водных объектов для рекреационных целей.

 

Федеральным законом уточнены условия, при которых принудительные работы не назначаются.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ «О внесении изменения в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» скорректированы условия, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которыми принудительные работы не назначаются.

Согласно ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

В силу изменений внесенным в ч. 7 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также военнослужащим.

Изменения вступили в силу с 14.04.2023.

 

Вводится уголовная ответственность за незаконный сбор особо ценных растений и грибов, занесенных в Красную книгу России и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации.

Федеральным законом от 14.04.2023 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса» введена уголовная ответственность за незаконный сбор особо ценных растений и грибов, занесенных в Красную книгу России и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон направлен на обеспечение единых подходов к уголовно-правовой защите особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов и объектов растительного мира.

В это связи Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 260.1 УК РФ.

Так, действия лиц, направленные на умышленное уничтожение или повреждение до степени прекращения роста особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, а равно незаконную добычу, сбор, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или продажу таких растений и грибов, их продуктов, частей и дериватов (производных) будут квалифицироваться по ч. 1 ст. 260.1 УК РФ.

Наиболее строгое наказание по ст. 260.1 УК РФ предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 6 до 9 лет со штрафом в размере от 1,5 до 3 млн. рублей.

Перечень особо ценных растений и грибов для целей указанной статьи установит Правительство Российской Федерации.

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования вышеупомянутого Федерального закона.

 

Законодателем повышен возраст осужденных, которым могут назначить принудительные работы.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ «О внесении изменения в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» подписан закон, которым положения Уголовного кодекса Российской Федерации приводятся в соответствие с изменениями пенсионного законодательства в части повышения пенсионного возраста.

Ранее принудительные работы не назначались женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Однако с 2019 года законодательством предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости к 2023 г.: для мужчин — до 65 лет, для женщин — до 60 лет.

В связи с этим возрастное ограничение, предусмотренное в УК РФ, при котором принудительные работы не назначаются, для женщин повышено с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет с учетом положений Закона о страховых пенсиях.

 

Уголовная ответственность за разглашение персональных данных.

Незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 137 УК РФ.

При этом, распространяя указанные сведения лицо должно осознавать, что гражданин хранит сведения о своей частной жизни в тайне. Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну гарантировано ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации.

Распространение сведений о частной жизни гражданина не повлечет уголовной ответственности, в случае, если информация стала общедоступной или предана огласке самим гражданином или по его воле.

Сбор сведений о частной жизни лица, т.е. получение сведений любым способом, в том числе путем прослушивания, опроса других лиц, фиксирование этих данных аудио-, видео- средствами, копирование документированных сведений также образуют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

Исключением следует считать сбор вышеуказанных сведений, в отсутствие согласия гражданина, при осуществлении деятельности правоохранительными органами в установленном законом порядке.

Санкция ст. 137 УК РФ предусматривает наказание за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации как в виде штрафа, исправительных и принудительных работ, ареста, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так и лишение свободы до 2 лет.

Совершение вышеуказанных действий с использованием своего служебного положения предусматривает все перечисленные виды наказание, в том числе лишение свободы до 4 лет.

Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствие выделено отдельно в ч. 3 ст. 137 УК РФ и наказывается штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительными работами, арестом или лишением свободы до 5 лет.

 

Извещение родственников осужденного о месте отбывания наказания в виде лишения свободы.

Вопросы извещения родственников осужденного о месте отбывания им наказания регламентированы в ст.ст. 17 и 75 УИК РФ.

Согласно ст.17 УИК РФ о прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору, а также потерпевшему или его законному представителю при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

В силу ст.75 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденный самостоятельно вправе позвонить родственникам по телефону и сообщить о месте отбытия наказания. Администрация исправительного учреждения предоставляет осужденному право телефонного разговора по его просьбе по прибытию в учреждение (ч.2 ст.92 УИК РФ). Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.

Предоставление осужденным к лишению свободы телефонных разговоров регламентировано приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы».

Законодательно расширены возможности привлечения к труду осуждённых.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» предусматривается использование труда осуждённых к принудительным работам не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей.

При этом индивидуальные предприниматели наделяются правами и обязанностями, предусмотренными для организаций, использующих труд этих осуждённых.

В частности, на индивидуальных предпринимателей, использующих труд осуждённых к принудительным работам, возлагается обязанность предоставлять этим осуждённым общежития, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, а также оказывать содействие администрации исправительного центра в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осуждённых к принудительным работам.

 

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях.

С 25 апреля 2023 года вступили изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 14.04.2023 № 122-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно внесенным изменениям, действуют новые правила исчисления сроков давности привлечения к ответственности.

По общему правилу, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

Общие 2-месячный и 3-месячный сроки исчисляют в календарных днях. Их число — 60 и 90 соответственно. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Также определено, что если срок в виде дней завершается в нерабочий день, последний день срока — это первый следующий за ним рабочий день.

При этом, согласно внесенных изменений, запрещено применять к срокам давности такие положения:

— срок в виде периода начинает течь на следующий день после даты или события, которые определяют начало срока;

— если срок в виде дней завершается в нерабочий день, последний день срока — это первый следующий за ним рабочий день.

 

О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

С 1 июля 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 613-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

Данным Федеральным законом максимальная ежедневная процентная ставка по потребительскому кредиту ограничена размером 0,8 процента, а полная стоимость кредита — 292 процента годовых.

Также изменено специальное регулирование договоров потребительского кредита без обеспечения, заключенных на срок, не превышающий 15 дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Для таких займов устанавливается правило, согласно которому кредитор не сможет начислять проценты и меры ответственности по договору потребительского кредита (займа), за исключением неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки, после того, как сумма платежей достигнет 15% от суммы потребительского займа.

 

Усиление ответственности за незаконный оборот метилового спирта.

Федеральным законом от 28.04.2023 № 161-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 2342, устанавливающей уголовную ответственность за незаконный оборот метилового спирта (метанола) и метанолсодержащих жидкостей.

Ранее уголовная ответственность за незаконный оборот спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности, наступала по общей норме – ст. 238 УК РФ.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, изложенных в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 25.06.2019 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации», оборот спиртосодержащих жидкостей пищевого назначения, в состав которых входил метанол, в концентрациях, не опасных для жизни и здоровья человека, надлежало расценивать как административный проступок, а не как уголовно-наказуемое деяние, квалифицированное ст. 238 УК РФ.

С принятием указанного закона реализация жидкости, содержащей метанол в любой концентрации, под видом алкогольной продукции является преступлением, максимальное наказание за которое при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 2342 УК РФ) предусматривает лишение свободы до 4 лет.

То же деяние, совершенное группой лиц, организованной группой либо с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти (ч. 2          ст. 2342 УК РФ) наказывается принудительными работами до 5 лет либо лишением свободы до 6 лет со штрафом до 700 тысяч рублей, а в случае причинения смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 2342 УК РФ) – лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей и ограничением свободы до 2 лет или без таковых. Изменения направлены на усиление борьбы с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции.

 

Ответственность за незаконный оборот оружия.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Нарушение установленных правил обращения с оружием является основанием для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Уголовным законом предусмотрена ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Кроме того, предусмотрена ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия (ч. 7 ст. 222 УК РФ).

Следует отметить, что лицо, добровольно сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности. При этом добровольной сдачей не признается их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению.

 

Подписан закон о беззаявительном порядке назначения некоторых страховых и социальных пенсий.

Федеральным законом от 29.05.2023 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусмотрено, что с 01.01.2024 в беззаявительном порядке будут назначаться социальная пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Решение о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, не достигшему 18 лет, будет приниматься не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о смерти кормильца и о детях умершего кормильца из федерального регистра сведений о населении.

Кроме этого, законом устанавливается беззаявительный порядок перерасчета размера ряда пенсий, в том числе пенсии по случаю потери кормильца, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 01.01.2024, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

 

О порядке и сроках обжалования действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования.

В силу требований ст. 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы прокурору, руководителю следственного органа и в суд участниками уголовного судопроизводства и иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Жалоба может быть подана одновременно руководителю следственного органа, прокурору и в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях при необходимости истребования дополнительных материалов или принятия иных мер, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Судебный порядок рассмотрения жалоб регламентирован ст. 125 УПК РФ, в соответствии которой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела,  прекращении уголовного дела, иные действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования и прокурора, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, или по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 608-ФЗ изменен срок рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.

С 09.01.2023 законность и обоснованность действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования или прокурора проверяется судом не позднее чем через 14 суток, а действий (бездействия) и решений при производстве дознания в сокращенной форме — не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы вместо ранее установленных 5 суток для всех категорий уголовных досудебных производств.

 

О порядке использования средств индивидуальной мобильности.

C 01 марта 2023 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и их аналоги получили особый статус – средства индивидуальной мобильности.

Средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя.

Среди прочего для такого транспорта установили максимальную скорость передвижения не более 25 км/ч (скорость движения должна быть рассчитана исходя из приоритетов пешеходов), кроме того, движение будет регулироваться дорожными знаками.

Нарушение правил дорожного движения лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ. Если нарушение повлекло создание помех в движении транспортных средств, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ.

Кроме того, движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться только в сопровождении взрослых.

 

Утвержден единый стандарт предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральными льготниками.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 835 «Об утверждении единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» с 01.07.2023 начнут действовать единые подходы к предоставлению компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг для федеральных льготников – ветеранов боевых действий, инвалидов и граждан, пострадавших из-за радиационных или техногенных катастроф.

Компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг для таких граждан предоставляются из федерального бюджета. В зависимости от установленных законом гарантий, компенсация составляет до 50% от стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Новым постановлением предлагается унифицированная форма заявления на предоставление компенсации, утверждается перечень документов, необходимых для получения льготы, а также закрепляется срок принятия решения о предоставлении меры поддержки – не более 10 рабочих дней.

У региональных и муниципальных органов власти сохраняется право при назначении аналогичных мер из региональных и муниципальных бюджетов устанавливать дополнительные требования предоставления такой помощи.

 

Правительство определило обязанности исполнителей и заказчиков услуг школьного питания.

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 498 «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» установлено, что исполнитель услуг питания школьников должен согласовывать с заказчиком меню для каждой возрастной группы детей. Запрещено исключать горячее питание. От каждой партии приготовленной еды должна отбираться суточная проба.

Региональным заказчикам услуг школьного питания рекомендовано учитывать социально-демографические факторы, национальные, конфессиональные и местные особенности питания населения.

Постановление вступило в силу с 1 мая 2023 года.

 

Изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», упрощающие процедуру осуществления заказчиками государственных закупок».

28 апреля 2023 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внесенные изменения направлены на совершенствование и упрощение процедур проведения закупок.

Увеличивается до 10 миллионов рублей начальная (максимальная) цена контракта, в пределах которой допускается применение электронного запроса котировок. При этом устанавливается, что до 31 декабря 2026 года не применяется лимит годового объёма закупок, осуществляемых таким способом.

Повышается до 5 миллионов рублей цена контракта, в пределах которой допускается проведение малых закупок с использованием электронного магазина.

Уточняется, что при определении идентичности и однородности товаров (работ, услуг), сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) заказчики вправе использовать методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта.

В описании объекта закупки допускается использование указания на товарный знак в случае закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Расширяется возможность заключения контракта (при расторжении заказчиком ранее заключённого контракта) без повторного определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, право заключения контракта в упрощённом порядке предоставляется заказчику в случае невключения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если установлено, что надлежащее исполнение им условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

До 1 января 2025 года продлевается возможность заключения контрактов под ключ, предметом которых могут одновременно выступать подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Кроме того, определяются особенности выплаты аванса по таким контрактам.

Изменения вступили в силу с 9 мая 2023 года.

 

В законодательство внесены изменения, разрешающие участвовать в региональных и местных референдумах гражданам, которым исполнилось 18 лет в период проведения голосования.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменяется подход к определению момента обретения гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме при достижении ими 18-летнего возраста в случае принятия избирательной комиссией решения о проведении референдума в течение нескольких дней. Так, устанавливается, что условия реализации указанного права определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме любого уровня.

Кроме того, из пункта 12 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исключается упоминание референдумов, поскольку законодательством не предусмотрено возникновение  правоотношений, связанных с пассивным избирательным правом, при проведении референдума.

 

Внесены изменения в законодательство об охране здоровья граждан и безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 629-ФЗ внесены изменения в законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения».

Так, новой редакцией статьи 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» теперь кроме предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, проводимых перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, предусмотрены схожие медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены).

Также в связи с изменениями допускается проведение медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.

При проведении медицинских осмотров с использованием указанных медицинских изделий должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего медицинский осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за полноту и достоверность передаваемых данных возлагается на лиц, организующих и проводящих медицинские осмотры.

В случае проведения дистанционных медицинских осмотров в отношении работника не менее 2-х раз в год проводятся в очной форме химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Соответствующие изменения и дополнения внесены в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая дополнена положениями о порядке проведения по решению работодателя обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств в течение рабочего дня (смены).

Изменения вступают в силу с 01.09.2023.

 

С 1 марта 2024 года вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2023 № 510 «Об усилении противопожарной защиты социальных объектов».

Указанным постановлением вносятся изменения в пункт 32 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Изменения предусматривают, что электроустановки зданий общежитий, хостелов, общеобразовательных организаций, образовательных организаций с наличием интерната, детсадов, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), спальных корпусов организаций отдыха детей и их оздоровления, медицинских организаций, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, оборудуются устройствами защиты от дугового пробоя, которые поддерживаются в исправном состоянии.

Оборудование таких зданий, введенных в эксплуатацию до 1 марта 2024 года, указанными устройствами защиты осуществляется при их реконструкции или капитальном ремонте.

 

О внесении изменений в законодательство, регулирующее порядок выезда из Российской Федерации.

Федеральным законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ внесены изменения в Федеральный закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации», который дополнен статьей 15.1.

Так, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда в соответствии с федеральным законодательством такая повестка считается врученной, запрещается выезд из Российской Федерации.

Повестки военного комиссариата, направленные в письменной форме по почте, считаются врученными под расписку в день доставки (вручения) заказных писем при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки о доставке; повести в электронной форме —  с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе.

В случае, если повестка не вручена одним из указанных способов, она считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток.

Указанное ограничение действует до исполнения обязанности явиться по повестке в военный комиссариат.

 

Об изменениях законодательства в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы отдельные вопросы использования организациями отдыха детей и их оздоровления акватории водных объектов.

Так, введено понятие «территория организации отдыха детей и их оздоровления» — земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.

В соответствии с внесенными изменениями организации отдыха и оздоровления детей смогут использовать акваторию водных объектов на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

Правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления устанавливаются организацией отдыха детей и их оздоровления и доводятся до сведения граждан путем размещения на официальном сайте организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в иных доступных местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Правила включают в себя особенности использования расположенных на территории организации отдыха детей и их оздоровления водного объекта, участка береговой полосы, особенности доступа к ним, а также правила поведения на таких территориях.

Изменения вступили в силу с 14.04.2023.

 

Об установлении нового порядка освидетельствования.

С 01.03.2023 установлен новый порядок освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование.

Постановлением Правительства № 1882 от 21.10.2022 утверждены новые Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В частности, предусмотрено, что перед освидетельствованием должностное лицо информирует водителя о порядке освидетельствования с применением средства измерений (в соответствии с руководством по эксплуатации средства измерений), наличии сведений о результатах поверки данного средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

 

О целевом обучении.

Федеральным законом от 14.04.2023 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» приняты дополнения, направленные на совершенствование законодательства о целевом обучении.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дополнен определением, что следует понимать под целевым обучением: получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.;

В целях формирования системы открытого конкурса предложения о заключении договоров о целевом обучении должны будут размещаться заказчиками на портале «Работа в России».

Гражданин, желающий заключить договор, сможет подать заявку как при приеме на обучение, так и непосредственно во время обучения.

Договором о целевом обучении могут предусматриваться в том числе требования заказчика к успеваемости и условие о возможности сокращения мер поддержки студента при невыполнении им этих требований.

Федеральный закон вступает в силу с 01.05.2024. Новые требования к договорам о целевом обучении будут применяться начиная с приема на обучение на 2024/25 учебный год.

 

Сокращен срок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

С 01.03.2023 года вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2022                              № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Принятыми изменениями сокращены сроки (с 30 до 20 дней) рассмотрения заявлений граждан, юридических лиц о согласовании и предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности:

— о разделе земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности;

— о предварительном согласовании предоставления земельных участков; — о предоставлении земельных участков без проведения торгов;

— о предварительном согласовании предоставления земельных участков и предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства (ЛПХ);

— о перераспределении земельных участков;

Также сокращен срок рассмотрения заявлений с 45 до 35 дней о предварительном согласовании схемы расположения земельных участков.

 

Изменен порядок доставки пенсий наличными денежными средствами.

Федеральным законом от 18.03.2023 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О почтовой связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые вступили в силу с 01.05.2023.

Так, до внесения изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» доставка страховой пенсии производилась по желанию пенсионера через кредитную организацию либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

С 01.05.2023 года доставка страховой пенсий наличными денежными средствами (на дому или в кассе) будет осуществляться исключительно организациями федеральной почтовой связи.

Внесенные изменения позволят исключить риски неисполнения альтернативными доставочными организациями взятых на себя социальных обязательств, обеспечат гарантированное и бесперебойное получение пенсий на всей территории страны.

Правовые нормы, предусматривающие доставку страховой пенсии через кредитную организацию, не изменились.

 

О привлечении к ответственности за продажу выписок из Единого государственного реестра недвижимости

Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены поправки в КоАП РФ, в соответствии с которыми установлена административная ответственность за передачу третьим лицам за плату сведений, полученных из ЕГРН, незаконное создание сайтов, программ и мобильных приложений для предоставления данных из ЕГРН.

Совершение таких нарушений повлечет за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной частями 6 и 7 статьи 14.35 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в отношении граждан – от 15 до 20 тыс. рублей, в отношении должностных лиц – от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификации на срок до 1 года, в отношении индивидуальных предпринимателей от 80 до 100 тыс. рублей, в отношении юридических лиц – от 350 до 400 тыс. рублей.

За повторное совершение административного правонарушения предусмотрено наказание в виде штрафа в отношении граждан от 40 до 50 тыс. рублей, в отношении должностных лиц – от 80 до 100 тыс. рублей, в отношении индивидуальных предпринимателей – от 150 до 200 тыс. рублей, в отношении юридических лиц – от 500 до 600 тыс. рублей.

Дела об административных правонарушениях данной категории в силу ст. 28.4 КоАП РФ возбуждаются прокурором.

Изменения вступили в силу с 09.05.2023.

 

Собственники недвижимости могут защитить права на нее с помощью нового сервиса Госуслуг.

Госуслуги позволяют подать заявление о невозможности без личного участия собственника зарегистрировать переход, прекращение и ограничение прав на недвижимость, а также ее обременение.

Чтобы подать заявление, нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах. Перед тем как отправить заявление, его надо заверить квалифицированной электронной подписью с помощью приложения «Госключ» https://goskey.ru/.

Когда запись о невозможности госрегистрации внесут в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), заявителя уведомят об этом через личный кабинет на Госуслугах.

Запись обязаны включить в ЕГРН не позже 5 рабочих дней с даты, когда Росреестр примет заявление.

Аналогично можно и снять запрет. Также доступны и другие способы подачи заявления, например через МФЦ.

Представить документ вправе не только собственник, который указан в ЕГРН, но и его представитель по закону или нотариальной доверенности.

 

Что понимается под конфликтом интересов.

Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ), конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

К таким лицам (служащим) относятся: государственные и муниципальные служащие; служащие Центрального банка РФ; работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования РФ и иные лица, указанные в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения служащими доходов в виде: денег; имущества, в том числе имущественных прав; услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

При этом получателями таких благ могут быть не только сами служащие, но и их близкие родственники, а также граждане или организации, с которыми служащий или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, обязан уведомить работодателя.

Работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно изменить должность или служебное положение служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Важно знать, что непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего.

 

Об ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Прежде всего, осуществление этой деятельности возможно только при наличии выданной уполномоченным органом лицензии.

Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.

Особые требования розничной продажи алкогольной продукции, потребления (распития) алкогольной продукции установлены статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В частности, законом запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним, его реализация и распитие на территории образовательных организаций.

Несоблюдение условий розничной реализации алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции влечет административную ответственность по статье 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция части первой указанной статьи предусматривает назначение штрафа до 50 тысяч рублей с конфискацией незаконно реализуемой продукции, части второй – штрафа до 200 тысяч рублей с конфискацией продукции.

Лицам, привлеченным к административной ответственности за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции и продолжившим свою незаконную деятельность, грозит уголовная ответственность по статье 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации. По указанной статье предусмотрено наказание в виде исправительных работ до одного года.

К уголовной ответственности может быть привлечено как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющие незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

Ответственность за незаконный сбыт наркотиков.

Под незаконным сбытом наркотиков понимаются любые способы возмездной либо безвозмездной передачи наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов другим лицам. То есть угостить, подарить или продать наркотик другому лицу, даже дистанционно путем «закладки» – все это формы сбыта, которые сурово наказываются по закону.

Так, ответственность за сбыт наркотиков наступает независимо от размера (его веса) и наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет, их сбыт в значительном размере наказывается лишением свободы от 8 до 15 лет, в крупном – на срок от 10 до 20 лет, в особо крупном размере минимальный срок наказания составляет 15 лет лишения свободы.

Организаторы наркобизнеса находят распространителей через социальные сети и мобильные мессенджеры. В каждом случае гражданам обещают солидный заработок, не требующий больших усилий. Им необходимо всего лишь соблюдать правила конспирации, разложить по городу партию «закладок», сообщить об их местонахождении соучастникам и получить вознаграждение.

Однако вместо «непыльной работы» и сомнительного дохода, новоиспеченные «работники-закладчики» получают лишь значительные сроки лишения свободы. При этом устраиваясь на «работу» в интернет-магазин по продаже наркотиков в любом качестве, пройдя обучение и ознакомившись с условиями работы, необходимо понимать, что в таком случае предусмотрена ответственность за сбыт наркотических средств в составе организованной группы или преступного сообщества, что всегда влечет назначение более строгого наказания.

Граждане, желающие заработать на незаконном сбыте наркотиков, должны помнить, что за распространение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен только один вид наказания – лишение свободы.

 

«Курьеры» несут уголовную ответственность при обмане граждан.

Мошенничеством является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ч. 1 ст. 159 УК РФ).

Одним из распространенных способов обмана является сообщение гражданину в ходе телефонного разговора заведомо ложных сведений о виновности родственника в дорожно-транспортном происшествии и необходимости возместить пострадавшему якобы причиненный ущерб в целях избежания уголовной ответственности.

Организаторы таких преступлений посредством сети «Интернет» привлекают к их совершению так называемых «курьеров», которые, применяя меры конспирации, забирают у обманутых граждан денежные средства и перечисляют их на подставные счета, оставляя себе часть похищенного в качестве вознаграждения.

Проделанная работа свидетельствует о причастности «курьера» к совершению преступления.

Такие «курьеры» подлежат уголовной ответственности наравне с иными соучастниками.

За совершение таких преступлений может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе требовать кредитные каникулы до конца 2023 года.

Федеральным законом от 14.04.2023 № 132-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» изменен срок кредитных каникул.

Так, для малого и среднего бизнеса из ряда отраслей продлили срок обращения за кредитными каникулами по договорам, которые заключены до 01.03.2022. Заявить требование можно до 31.12.2023 (прежний срок – до 31.03.2023).

Аналогичным образом изменены правила «потребительских» кредитных каникул.

Изменения вступили в силу с 14.04.2023.

 

Обязан ли собственник квартиры платить за опломбировку индивидуальных счетчиков?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем или гарантирующим поставщиком без взимания платы.

Исключение установлено лишь в случае, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, плата за опломбирование счетчика может взиматься лишь в случае нарушения пломбы или знаков поверки, в иных случаях указанные работы проводятся бесплатно.

 

Подписан закон, определяющий порядок установки приборов учёта электроэнергии в подлежащих капремонту домах.

Президент РФ 14.04.2023 подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается, что требование об учёте энергетических ресурсов с применением приборов учёта не распространяется в том числе на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на многоквартирные дома, включённые в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трёх лет.

 

Установлена административная ответственность за неисполнение контрольным (надзорным) органом обязанности по выдаче предписания об устранении нарушений.

29.05.2023 Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральным законом устанавливается административная ответственность за неисполнение должностными лицами контрольных (надзорных) органов обязанности по выдаче после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия, акта о проведённой проверке контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в случаях, предусмотренных законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, либо обязанности по осуществлению контроля за исполнением указанного предписания, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

За повторное совершение такого административного правонарушения предусмотрена более строгая административная ответственность, в том числе возможность назначения административного наказания в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

 

Может ли работодатель отказать в представлении отпуска, в связи с вызовом на учебную сессию?

В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней), а для прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования

 

Налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги.

Согласно внесенным в статью 219 Налогового кодекса РФ изменениям с 1 января 2022 года налогоплательщик может получить налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Вычет будет предоставляться, если на дату фактически произведенных налогоплательщиком расходов физкультурно-спортивная организация или индивидуальный предприниматель и оплаченные физкультурно-оздоровительные услуги включены в соответствующие перечни, утверждаемые Правительством РФ до 1 декабря.

Для получения налогового вычета необходимо предоставить документы, подтверждающие фактические расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг, а именно копии договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и кассовый чек, выданный на бумажном носителе или направленный в электронной форме.

 

Предусмотрена ли административная ответственность за высадку из транспорта несовершеннолетнего лица, не достигшего 16 лет.

Федеральным законом от 20.04.2021 № 98-ФЗ установлена административная ответственность в КоАП РФ внесены соответствующие изменения

Так, статьей 11.33 КоАП РФ частью 2.1 предусмотрена административная ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Нарушение указанной статьи влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 24.02.2021 № 26-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст. 20 дополнена в том числе ч.ч. 21 и 22 согласно которым, лицо, указанное в части 17 настоящей статьи, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним. Требование, указанное в ч. 21 настоящей статьи, не распространяется на лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица.

Таким образом, на законодательном уровне установлен запрет принудительно высаживать детей без билета в возрасте до 16 лет из автобуса, трамвая или троллейбуса, если они следуют без сопровождения совершеннолетнего лица.

 

Ответственность страховых организаций за отказ заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ страховой организации, иностранной страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.

Санкция ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.

Таким образом, в случае отказа страховой организации от заключения договора ОСАГО, данная организация и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ.

 

Расширены параметры программы промышленной ипотеки.

В соответствии с принятым Правительством Российской Федерации постановлением от 03.04.2023 № 526 расширены параметры программы промышленной ипотеки, согласно которым получить льготный кредит можно будет не только на покупку недвижимости для промышленного производства, но и на строительство, модернизацию и реконструкцию таких объектов, а именно:

— для строящихся, модернизируемых и реконструируемых объектов установлен норматив стоимости 1 кв. м – не более 90 тыс. рублей.

— для приобретаемой недвижимости – не более 75 тыс. рублей в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге и не более 50 тыс. рублей – в других регионах.

Кредиты в рамках программы также выдаются на срок до семи лет по льготной ставке 5% годовых, а для инновационных технологических компаний – 3% годовых.

Разницу между льготной и рыночной ставками банкам компенсирует государство, а максимальная сумма кредита составляет 500 млн. рублей.

Постановление вступило в законную силу 18.04.2023.

 

Разглашение тайны усыновления (удочерения).

Усыновление — один из важных институтов, направленных на укрепление семьи и охрану интересов ребенка. Нарушение тайны усыновления способно не только разрушить семью, но и причинить существенный вред личности, поскольку оно, как правило, влечет за собой серьезные моральные переживания, наиболее опасные для ребенка, способные причинить незаживающую психическую травму и, таким образом, поставить под угрозу его здоровье и нормальное развитие.

Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В соответствии со ст. 139 СК РФ тайна усыновления охраняется законом, и лица, разгласившие тайну усыновления ребенка, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Все дела данной категории суд рассматривает в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. Лица, участвующие в рассмотрении дела должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных в ст. 155 УК РФ.

В силу ст. 155 УК РФ разглашение дайной тайны вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений является преступлением и влечет наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового.

Угроза разглашения тайны усыновления, связанная с обращенным к усыновителям требованием передачи их имущества или права на их имущество либо совершения других действий, квалифицируется как вымогательство по ст. 163 УК РФ.

 

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы.

Защита трудовых прав граждан – одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации. За невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат предусмотрена уголовная ответственность по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Такая ответственность может быть возложена не только на руководителя организации, но и на руководителя филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации.

Так, преступлением является невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат частично (в случае когда свыше трех месяцев подряд платежи осуществлялись в размере менее половины подлежащей выплате суммы) или их невыплата полностью (когда свыше двух месяцев подряд выплаты не осуществлялись или размер осуществленной выплаты заработной платы был ниже установленного минимального размера оплаты труда), совершенные работодателем из корыстной или иной личной заинтересованности.

Уголовная ответственность наступает и в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя.

Увольнение работника, которому не была выплачена заработная плата, не влияет на возможность привлечения работодателя к уголовной ответственности и исчисление сроков давности его уголовного преследования.

В зависимости от наступивших в результате совершения данного преступления последствий Уголовный кодекс устанавливает наказание вплоть до реального лишения свободы сроком до 5 лет.

Нарушение закона чревато

 

Семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты НДФЛ при продаже земельного участка и расположенных на нём хозяйственных строений.

29.05.2023 Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2171 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Федеральным законом устанавливается, что от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются доходы семей с двумя и более детьми, полученные от продажи земельного участка, на котором расположено жилое помещение (доли в праве собственности на земельный участок, связанной с долей в праве собственности на жилое помещение), и от продажи хозяйственных строений и (или) сооружений, расположенных на таком земельном участке (доли в праве собственности на хозяйственные строения и (или) сооружения, связанной с долей в праве собственности на такой земельный участок), независимо от срока нахождения этого имущества в собственности налогоплательщика, а также при условии, что оно не использовалось в предпринимательской деятельности.

При этом указанные земельный участок, жилое помещение, хозяйственные строения и (или) сооружения должны быть проданы одновременно.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер площади названного земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

 

Срок уплаты административного штрафа.

В силу ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по общему правилу административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

 

КоАП РФ предусматривает и иные сроки уплаты штрафов.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ, наказание предусмотрено в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Можно ли не платить транспортный налог, если автомобиль арестован судебным приставом с запретом на эксплуатацию, но не изъят?

В соответствии с п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ прекращение исчисления транспортного налога осуществляется в случае снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.).

В силу ч. 4 ст. 80 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.

Таким образом, исходя из сути данной меры принудительного взыскания, сам по себе арест транспортного средства без его изъятия и принудительной реализации не влечет прекращение права собственности на него. Соответственно, при таких обстоятельствах, обязанность по уплате транспортного налога сохраняется.

 

Какой порядок предоставление отпуска несовершеннолетним работникам?

Согласно требованиям ст. ст. 115 и 267 Трудового кодекса Российской Федерации несовершеннолетним полагается удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день, но если работнику исполнилось 18 лет, то лишь до этого момента продолжительность его отпуска за рабочий год считается исходя из 31 календарного дня, а после исходя из 28 календарных дней.

Несовершеннолетний работник вправе пойти в ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время, в том числе до истечения шести месяцев непрерывной работы.

Ни при каких обстоятельствах несовершеннолетнему работнику нельзя переносить ежегодный оплачиваемый отпуск на следующий рабочий год. Это следует из ч. 4 ст. 124 ТК РФ, то есть отпуск можно перенести только в пределах текущего рабочего года.

 

Строительство, приобретение и реконструкция жилого помещения на средства материнского капитала.

Лица, получившие государственный сертификат, могут использовать средства для улучшения жилищных условий (ст. 2, ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Согласно Закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ средства могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862.

Жилое помещение, объект индивидуального жилищного строительства, на приобретение, строительство или реконструкцию которых направляются средства, должны находиться на территории Российской Федерации.

В случае направления средств на улучшение жилищных условий лицо, получившее сертификат, супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Согласно ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.