Информация прокуратуры. Правовое просвещение

В каком порядке подается уведомление об утраченном оружии?

Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ внесены изменения в ст. 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

С 29 июня 2022 года об утрате или хищении оружия, подлежащего учету в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, лицо, которое им владело на законном основании, обязано незамедлительно, но не позднее суток сообщить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.

Утрата оружия, подлежащего учету, и несвоевременное сообщение об этом в компетентные органы, будет являться основанием для привлечения его владельца к административной ответственности по ч. 4.3 ст. 20.8 КоАП РФ, а в случае утраты по причине небрежного хранения — к уголовной ответственности по ст. 224 УК РФ.

 

Действия покупателя, в случае если цена за товар на кассе в магазине отличается в большую сторону от цены, которая указана на ценнике.

Если покупатель уже расплатился за товар и только после заметил ошибку, магазин все равно обязан выплатить ему разницу в цене между чеком и ценником.

На торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара.

 

Укрывательство преступлений – тоже преступление?

В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Укрывательство – это умышленные активные действия лица, направленные на сокрытие преступления, его орудий и предметов, следов, или самого преступника. Предоставления преступнику жилища или иного убежища, транспортных средств, а также помощь в изменении его внешнего вида расценивается как сокрытие преступника, в свою очередь сокрытие преступления может быть выражено в сокрытии орудий либо следов преступления и предметов, добытых преступным путем, а также совершение других действий, направленных на уничтожение важных улик.

Общественная опасность состоит в том, что укрывательство препятствует своевременному раскрытию преступлений и привлечению виновных лиц к установленной законом ответ ответственности.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, и за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.

Однако в соответствии с примечанием к статье, лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

 

Увеличен объем закупок конкретных заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2022 № 716 скорректированы критерии отнесения заказчиков к соответствующим категориям конкретных заказчиков, в отношении которых уполномоченными органами субъектов РФ проводятся предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015
№ 1169 оценка соответствия и мониторинг соответствия.

В частности, предусмотрено, что в перечень конкретных заказчиков включаются автономные учреждения субъекта РФ, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, которых превышает 250 млн. рублей.

Кроме того, годовой объем выручки заказчиков, указанных в подпункте «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169, от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год или величина активов (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год должна превышать 500 млн. рублей.

Установлено, что мониторинг соответствия проводится не позднее:

— 10 рабочих дней со дня уведомления о размещении годового отчета в ЕИС в случае осуществления мониторинга соответствия в отношении годовых отчетов;

— 5 рабочих дней со дня уведомления о размещении годового отчета в ЕИС в случае осуществления повторного мониторинга соответствия в отношении годовых отчетов.

 

Введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве в 2022 году.

Введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Мораторий не дает кредиторам право на подачу новых заявлений о банкротстве должников.

Мораторий не влияет на уже возбужденные дела о банкротстве. Дела, по которым суды до 1 апреля вынесли определения о принятии заявления о банкротстве, будут рассматриваться.

Кроме того, на период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до 1 апреля 2022 г. (кроме требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов). Но сохраняется возможность применения обеспечительных мер, в том числе арестов и иных ограничений, в отношении имущества должника. Обращение взыскания на заложенное имущество не допускается.

Мораторий не распространяется на должников, которые являются застройщиками объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов по состоянию на 1 апреля 2022 года. Это застройщики из сферы долевого строительства, которые допустили нарушение сроков сдачи объектов более чем на 6 месяцев.

Помимо кредиторов, правом на подачу заявления о банкротстве обладает Фонд развития территорий (ранее Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства). Право фонда на подачу заявления о банкротстве застройщика мораторий не ограничивает.

 

Верховным судом Российской Федерации разъяснены положения трудового законодательства.

В целях единообразного применения судами действующего законодательства 27 апреля 2022 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора.

Документ содержит разъяснения правовых позиций по требованиям о признании необоснованным отказа в приеме на работу и обязанности заключить трудовой договор, об установлении факта трудовых отношений, о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, о признании гражданско-правовых отношений трудовыми, о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащим оформлением трудовых отношений и др.

В числе наиболее важных тезисов необходимо отметить следующие.

Отказ работодателя в приеме гражданина на работу без указания причин нарушает требования ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации и является незаконным.

Если при разрешении спора будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ признается обоснованным.

В случае допуска работника к выполнению работы без оформления трудового договора и отдельного соглашения об испытательном сроке, он считается принятым на работу без испытания.

К срочному трудовому договору, вынужденно подписанному работником, следует применять правила о бессрочном трудовом договоре.

Если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет её с ведома или по поручению работодателя, под его контролем и управлением, то наличие трудовых отношений презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.

 

Об особенностях правового регулирования жилищных правоотношений в 2022 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» предусмотрено, что до 1 января 2023 г. исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г., осуществляются, в частности:

— начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт;

— начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и ИП обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров об обращении с ТКУ, договоров в сфере водоснабжения и др.

Кроме этого, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г., подлежит расчету сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки по договору об установке прибора учета используемого энергоресурса.

Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 28 февраля 2022 года.

 

Противодействие коррупции возложено на все организации (юридические лица) независимо от форм собственности.

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на организации (юридические лица) возложена обязанность принятия и разработки мер по предупреждению коррупции.

Указанная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Среди мероприятий, которые могут проводиться, установлены:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Помимо предусмотренных законодательством о противодействии коррупции мер возможна разработка дополнительных документов, реализация иных мероприятий с учетом специфики деятельности организации.

 

Изменились правила комплексной оценки нуждаемости при назначении некоторых выплат семьям с детьми и беременным женщинам.

Они применяются при назначении выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. В частности, с 1 апреля при принятии решения о выплатах не учитываются: авто- или мототранспортные средства, а также объекты жилой недвижимости, находящиеся в розыске или под арестом; жилье, транспорт и имущество, приобретенные за счет средств целевых субсидий.

Исключены и некоторые виды доходов при расчете среднедушевых доходов семьи – например, целевые средства на развитие собственного дела, средства маткапитала, полученные в денежной форме, налоговые вычеты и целевые средства, полученные в рамках господдержки для приобретения имущества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7